Деятель искусств
Александр Александрович Дейнека
20 мая 1899 — 12 июня 1969
Советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог.
Александр Дейнека родился в семье рабочего железной дороги, он рос в атмосфере простой трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, но любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. После Февральской революции занятия прекратились, и художнику пришлось сменить много специальностей. Он был учителем в женской гимназии, оформлял спектакли в театре и даже работал фотографом в Уголовном розыске. Во время службы в армии в 1919 году Александр Дейнека возглавлял художественную студию, позже направили в командировку в Москву, в одно из лучших художественных училищ в стране — Вхутемас.
Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы, изображал трудовые будни заводских рабочих. В мастерских Вхутемаса Дейнека познакомился с поэтом Владимиром Маяковским, и его стихи не раз вдохновляли художника. Одна из наиболее ранних его картин, посвященных теме спорта, — «Футбол». Художник создал ее в 1924 году. Он будто соединил в пространстве холста несколько кадров кинопленки, отсылая зрителя к языку кино. Позже были известное полотно «Бег», плакат «Физкультурница» и другие выдающиеся работы.
В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъема, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела. Александр Дейнека занимался бегом, плаванием и гимнастикой, увлекался волейболом и боксом. Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приемы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях.
Живописец изображал своих героев с монументальным пафосом — юными, энергичными и здоровыми, полными жизни и оптимизма. Передавая физическую красоту персонажей, Дейнека подчеркивал их силу духа. В стремлении воплотить образ человека будущего он ориентировался на античные идеалы атлетической красоты.
С наступлением войны мирные темы отходят на задний план. Дейнека пишет городские пейзажи военного времени - старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека потрясён переменами. У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию. Вернувшись, художник создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное.
Спорту Дейнека посвящал не только живописные и графические работы, но и скульптуры. В бронзовой композиции «Эстафета» он изобразил бегущих атлетов, подчеркивая каждый мускул, акцентируя внимание зрителя на физиологии фигур и их сложных позах. Также Александр Дейнека создавал эскизы для мозаик, которые украшают станции «Маяковская» и «Новокузнецкая» московского метро.
Читайте также
Картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки — классический художественный музей. Собрание галереи охватывает более 8 тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XVI—XX вв., среди которых живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и народное искусство.
Другие личности
Смотрите также