Учёный

Михаил Иосифович Гуревич

12 января 1893 — 25 ноября 1976
Выдающийся авиаконструктор ХХ века, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Государственных премий СССР, доктор технических наук
1 минута на чтение
Родился в деревне Рубанщина Суджанского района в мещанской семье. После окончания Ахтырской мужской гимназии поступил на математический факультет Харьковского императорского университета, но вскоре был исключен за участие в студенческих волнениях и выслан за пределы Харьковской губернии. Родители, собрав все сбережения семьи, отправили сына за границу, где он обосновался в старинном городке Монпелье на юге Франции и поступил в местный университет. Во Франции уже были на слуху фамилии Фармана, Сантос-Дюмона, Фербера и других пионеров авиации, которые первыми в Европе начали строить самолеты и летать на них. Очень часто Михаил ходил на маленький аэродром на окраине города и любовался чудо-машинами, которые легко парили в небе.
С началом Первой Мировой войны Гуревич вернулся в Харьков, в 1925 году окончил самолетостроительный факультет Харьковского технологического института. Занимался конструированием и постройкой планеров, работал на предприятиях авиационной промышленности. В марте 1939 г. был переведен в конструкторское бюро Государственного авиационного завода (ГАЗ) №1 им. Авиахима на должность начальника бригады эскизного проектирования. Руководил этим бюро авиаконструктор Николай Поликарпов, его заместителем и начальником бюро по серийным истребителям был Артём Микоян. Совместно с Микояном разработал скоростной истребитель МиГ-1, аббревиатура составлена из первых букв фамилий Микояна и Гуревича.
В сотрудничестве с Микояном Гуревич разрабатывал скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолеты, среди которых первый советский турбореактивный истребитель МиГ-9 (1946), первый советский серийный истребитель со стреловидным крылом МиГ-15 (1947), МиГ-17 (1950), первый советский серийный сверхзвуковой истребитель МиГ-19 (1954), МиГ-21Ф (1957) и др. боевые самолеты. Большинство из этих машин строились большими сериями и находились на вооружении Военно-воздушных сил СССР. В 1949-1961 гг. Михаил Гуревич руководил проектированием, постройкой и испытаниями крылатых ракет КС, К-10, Х-20, К-22 и их модификаций, которые вошли в состав вооружения самолетов-ракетоносцев Ту-4, Ту-16, Ту-95К и Ту-22. Также участвовал в создании ракеты КС-7 класса "земля - земля" и в разработке самолета Е-155.
Смотрите также
Подождите...