Танец «Тимоня»
Танец «Тимоня» считается нематериальным объектом культурного наследия Курской области.
У Тимони горе случилось -
Кобыла за печь завалилась,
Тимоня кричит, репятуя,
никто не бежить, не рятуя.
Гришка, Гараська да Митя,
Идитя, Тимоне помогитя,
Идитя, Тимоне помогитя,
Кобылу сза печи подымитя!
Традиционная пляска «Тимоня» – уникальная культурная традиция Курского края, которая сохранилась до наших дней и бытует на территории южных районов Курской области — Большесолдатском, Суджанском и Беловском. В этих районах распространена традиция ансамблевой игры на духовых и струнных инструментах — гармонике, балалайке, скрипке, жалейке и кугиклах, а также трещоток.
В основе пляски типичный для южных областей России шаг тройного ритма, один из видов русской «дроби». Его ритмический рисунок — тройное деление 2/4 такта. Напев его, как и в «Камаринской», неквадратного строения — трёх-шестидольный.
«Тимоня» была обязательной частью любых праздничных гуляний. Ее исполняли на гульбах в избе и на улице при большом скоплении людей — сельских карагодах. Запрет на пляску и игру на музыкальных инструментах соблюдали только в Великий пост. Наигрыш исполнял инструментальный ансамбль, куда входили струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана — кугиклы. Звучание инструментов мог заменять голос. Пляска и пение припевок шли в строгой согласованности с ритмом наигрыша.
В многолюдном карагоде «Тимоню» плясали по кругу против часовой стрелки. Музыканты обычно стояли лицом друг к другу в центре круга. В помещении «Тимоню» исполняли на месте, а перемещаться в пространстве могли лишь отдельные танцоры. Движения женщин отличались сдержанностью, а для мужчин характерна активная плясовая лексика. Сегодня «Тимоня» считается основным карагодным наигрышем. Остальные, например, «Чеботуха», «Жарко пахать», «Под мельничкою», «Батюшка» менее популярны.
Объект на карте
Смотрите также